«Компьютер: за и против»

Современные дети всё активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.

При работе на компьютере организм человека испытывает определённые нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютера в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье сберегающих технологий.

С тех самых пор, как впервые ребёнок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определённым правилам и азам компьютерной грамотности.

Аргументы «ЗА», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребёнка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшается произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности, зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребёнка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «ПРОТИВ» раннего обучения ребят дошкольного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого – появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшения зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «вертуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребёнка, чем полезен.

Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остаётся открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры – это наше будущее. Иными словами нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • Самые жёсткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером оснащённым именно таким монитором.
  • Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
  • Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребёнка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребёнка.
  • Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
  • Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
  • Для ребёнка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере — 10-15 минут. При этом периодичность занятий с одним ребёнком должна быть не более 2 раз в неделю. (Родители часто рады тому, что ребёнок сидит часами за компьютером и их не отвлекает).

Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание:

  • На её совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается;
  • Проверьте, соответствует ли она возрасту ребёнка, уровню знаний;
  • Важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;
  • Для ребёнка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;
  • Хорошо, если игра и задания таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;
  • Длительные задания должны чередоваться с краткосрочными;
  • В конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.